11 декабря в Санкт-Петербурге в Доме кино в рамках кинофестиваля «Сделано в Санкт-Петербурге» состоялся круглый стол «Дефицит кадров второго звена: есть ли выход». В качестве одного из спикеров был приглашен председатель территориальной первичной организации Межрегионального профсоюза кинематографистов режиссер Алексей Пряхин. Со стороны работодателей выступали генеральный продюсер кинокомпании «Три икс медиа» Сергей Щеглов и генеральный директор ОАО «ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» Алексей Тельнов. Модератором выступил генеральный директор ООО «Гамма Продакшн» Антон Смирнов. В зале присутствовали представители кинообразования и цехов съемочной группы.

Организаторы круглого стола предложили обсудить проблемы с кадрами «второго звена» в Северной столице — по их мнению квалифицированных специалистов городу не хватает. Причина этого, в том числе, кроется в недостатке финансирования в области кинопроизводства, объемы которого не соизмеримы с московскими. Продюсеры предложили фокусировать внимание городских властей на этой проблеме, в том числе и совместными заявлениями: например, призвать передать «Ленфильм», многие годы находящийся в тяжелом состоянии, региону.

Представитель МПК Алексей Пряхин перевел разговор на положение работников, упомянув, что одной из ключевых проблем (хотя и не единственной) в российской киноотрасли является отсутствие трудовых прав у работников. Люди лишены каких-либо социальных гарантий и защиты, находясь в положении едва ли не хуже, чем курьеры Яндекса (которые также формально выступают как равные работодателю партнеры, но по крайней мере работают на одну крупную компанию, которая предоставляет минимальные социальные права и гарантии). Это вымывает из киноотрасли опытных специалистов, которые в возрасте 40 лет предпочитают более надежный заработок и социальный пакет. Решением этой проблемы могли бы стать на начальном этапе срочные трудовые договоры и трехсторонняя комиссия, состоящая из представителей работников, работодателей и государства, в том числе на региональном уровне. А в перспективе — отраслевое соглашение, дающее работникам социальную защиту, чтобы профессионалы не уходили в другие сферы.

Этот подход вызвал со стороны присутствовавших продюсеров непонимание и даже возмущение. Звучали реплики о том, что коллективному органу работников нужно стать своего рода агентством, которое выработает должностные инструкции и будет не только гарантировать «качество» работников, но и обеспечивать охрану труда (хотя очевидно, что это обязанность работодателя).

Межрегиональный профсоюз кинематографистов подчеркивает, что решение вопросов защиты интересов киноработников (установление достойных условий труда и его оплаты) и работодателей (получение гарантий качества нанимаемых сотрудников, например, путем опредленения их квалификаций внутри профессионального сообщества) должно быть результатом переговорного процесса, зафиксированного в отраслевом соглашении (коллективном договоре). Право на заключение такого договора по закону есть у профсоюзов и объединений работодателей. К сожалению, на сегодняшний день ни одна российская продюсерская организация (АПКиТ или Гильдия продюсеров) статусом объединения работодателей не обладает (что также обсуждалось и на недавнем индустриальном разговоре в Москве — в рамках фестиваля «Зимний»).

Между тем, «кадры второго звена» готовы к подобным переговорам: наши требования были сформулированы в апреле 2024 года в форме Плана изменений киноотрасли в интересах киноработников, подписаться под которым может каждый член киносообщества. На сегодня под ним стоят имена почти 450 специалистов. Присоединяйтесь и вы к манифесту межцеховой встречи! Вступайте в профсоюз!