Опубликованы результаты спецпроекта Кинопоиска и Московской школы кино. Проект основан на серии интервью с профессионалами об уровнях ставок в индустрии и призван открыть дискуссию о справедливом заработке в кино.

Исследование раскрывает диапазоны оплаты труда 10 профессий. Речь идет, в основном, о творческих специальностях (в алфавитном порядке): актерах, звукорежиссерах, композиторах, операторах, продюсерах, режиссерах, режиссерах монтажа, сценаристах, художниках-постановщиках, VFX-художниках. В рамках проекта продолжается опрос о кинозаработках – вы можете принять в нем участие.

Иконографика: Кинопоиск

В проекте принял участие Межрегиональный профсоюз кинематографистов: исследователи пользовались справочником ставок МПК (который покрывает множество технических специальностей).

Сопредседательница МПК Ксения Леонтьева прокомментировала особенности работы в кино:

«Главное, чем характеризуются условия работы, — то, что это не постоянная занятость. Это фриланс, который подразумевает, что специалист проделывает большую самостоятельную работу: ищет себе проекты, налаживает связи, работает над портфолио. Нетворкинг и поиск знакомых в индустрии — это большая дополнительная нагрузка, которую никак и нигде не зафиксировать.

Второй важный момент — когда специалист из киноиндустрии находит себе проект, он, как правило, не работает как физическое лицо. Чаще всего, работодатель просит регистрацию ИП или самозанятость. Поэтому специалисту приходится брать на себя риски: он сам отвечает за свои налоги, за отчетность перед государством, у него нет отпуска и больничного, как у других нанятых работников. Поэтому, решив идти работать в кино, надо быть готовым к большому объему дополнительной нагрузки, которую вам придется брать на себя, исполняя роль своего же продюсера. В киноиндустрии, можно сказать, вообще каждый сам за себя.

Против такого порядка вещей в нашей стране никто не протестует. Оно может казаться даже удобным: налоговая нагрузка на тех, кто работает как ИП или самозанятый, ниже. Часто кинематографисты считают, что они здорово выигрывают. Однако мало кто задумывается об обратной стороне, в которой работники оказываются не защищены юридически и каждый вынужден отстаивать свои интересы самостоятельно.

На трансформацию системы нужно много сил, а их у наших кинематографистов мало. Профсоюзы в России играют крайне слабую роль и занимают довольно маргинальное положение. В профсоюзы никто не верит, и от такой репутации они не становятся лучше. Наши профсоюзы не могут выступать в переговорной позиции, чтобы, как в Америке, устроить забастовку и потребовать все, что причитается работникам по Трудовому кодексу или взамен него. Зарубежные профсоюзы именно благодаря своему сильному влиянию на производство имеют рычаги, которые позволяют вести переговоры с продюсерами — например, о том, чтобы те оплачивали пенсионное или медицинское страхование. Так, члены профсоюзов в США — такие же фрилансеры, как у нас в России — получают страховки через выплаты профсоюза, которые тот получает от продюсеров.

Если говорить про то, какие интересы работников киносферы могли бы быть защищены в России, то нужно начинать с азов. У нас нет ни пенсионного страхования, ни даже страховки от несчастного случая на площадке. Есть проблемы с переработками, потому что нет серьезной силы, которая бы потребовала, чтобы все переработки были зафиксированы, чтобы был понятный механизм белой оплаты за них.

Иногда эти проблемы все же удается победить благодаря сплоченности цеха и его влиятельности в кинопроизводстве. Например, в своих коллективных письмах к продюсерам операторам удалось зафиксировать не только оплату за переработки, но и минимальные ставки. Но пока специалисты не дозреют до того, что надо себя уважать и что мы все достойны большего, ничего, к сожалению, не получится. Продюсеры так и будут идти к тем, кто готов работать за меньшие деньги и на худших условиях.

Радует, что мы, по крайней мере, пошли к идее сплоченности и объединения. За последние два года стали распространяться те же письма, определяющие ставки разных специалистов и минимум, ниже которого они не готовы опускаться. Эти письма отправляются в продакшены, и многие продюсеры теперь используют их при составлении смет.

Поэтому начинающим специалистам крайне полезно знать ставки уже взрослых работающих профессионалов и отталкиваться от них, называя гонорар за свою работу. А еще необходимо налаживать горизонтальные связи в сообществе: общаться в чатах, знакомиться с коллегами, узнавать обстановку и выяснять репутации продюсеров, прежде чем соглашаться на работу.»