29 апреля состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседании рассмотрели несколько законопроектов, касающихся различных вопросов социального страхования, был рассмотрен также вопрос исполнения бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС.
Среди других поднятых тем – рассмотрение проекта закона об общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Помимо этого члены РТК обсудили вопрос об обеспечении в существующих условиях защиты трудовых прав работников в связи с принятием постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, которым на 2022 год введен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также утвердили состав межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год.
Оптимизация тарифов страховых взносов
Так, одними из первых обсуждались проекты федеральных законов по вопросам оптимизации тарифов страховых взносов «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Законопроект № 1), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Законопроект № 2), «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (Законопроект № 3), «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Законопроект № 4). Их основная цель – оптимизация и создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающих установление единого круга застрахованных лиц и единой предельной и облагаемой базы во все государственные внебюджетные фонды.
В частности, законопроектом № 1 предлагается, начиная с 2023 года, установить в Налоговом кодексе РФ единый тариф страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и медицинское страхование в следующем размере: в пределах установленной единой величины базы для исчисления страховых взносов – 30%; свыше единой величины базы для исчисления страховых взносов – 15,1%.
Планируемые изменения также касаются пониженных тарифов страховых взносов. С 2023 года для основной части льготных категорий плательщиков предлагается применять единый тариф в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 0% – свыше нее. Для субъектов малого и среднего предпринимательства хотят установить единый тариф в 15% с выплат, превышающих МРОТ. Должны сохраниться страховые льготы, установленные применительно к сфере морского судоходства, предусмотренных подпунктами 4 и 16 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Законопроект № 2 вносит изменения в ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования, предполагающие установление единого круга застрахованных лиц для унификации базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Для этого, в частности, предлагается: в перечень лиц, подлежащих пенсионному страхованию, включить студентов, получающих выплаты за деятельность в студенческих отрядах; в список тех, кто подлежит социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включить людей, работающих по договорам гражданско-правового характера; в число тех, кто подлежит медицинскому страхованию, включить временно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), а также осуществляющих трудовую деятельность и постоянно проживающих в РФ иностранных специалистов.
Законопроект № 3 должен внести изменения в Бюджетный кодекс РФ и установить норматив зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов. Предлагается следующее распределение страховых взносов Федеральным казначейством по видам обязательного социального страхования в единой пропорции, применяемой ко всем плательщикам, включая льготные категории: на ОПС – 72,8%, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 8,9%, на ОМС – 18,3%.
Законопроект № 4 вносит корреспондирующие изменения в Трудовой кодекс РФ, такие как замена наименований ФСС и ПФР на Фонд пенсионного и социального страхования и сохранение требований о полисе добровольного медицинского страхования только в отношении иностранцев – высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ.
Работодатели отметили, что реализация законопроектов увеличит нагрузку на отдельных плательщиков страховых взносов, что проблематично в условиях санкций. В связи с этим они предложили отложить вступление в силу предлагаемых изменений.
Представители профсоюзов тем временем высказали озабоченность по поводу сохранения распределения в формировании страховых прав между различными видами страхования после введения предлагаемых изменений.
Как отметила эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, в итоге сторона профсоюзов в основном поддержала законопроект, а работодатели, концептуально согласившись с подходом по унификации тарифной политики, тем не менее отметили, что из-за роста нагрузки на бизнес лучше перенести его вступление в действие на более поздний срок. При этом обе стороны отметили, что нормативные правовые акты, которые будет разрабатывать Фонд пенсионного и социального страхования, должны рассматриваться в рамках РТК.
Минтруду России предложили направить профсоюзам более подробную информацию о распределении единого совокупного тарифа. Кроме того, координаторов сторон профсоюзов и работодателей попросили направить в секретариат РТК замечания и предложения к проектам федеральных законов, а секретариату РТК – указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минтруд России.
Размещение средств страховых взносов
Также речь шла о проектах ФЗ «О внесении изменений в статьи 166¹ и 236¹ Бюджетного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первым из них предлагается наделить Федеральное казначейство полномочием по осуществлению размещения средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, поступивших в течение финансового года в ПФР и резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию.
Так, сегодня эти средства размещаются ПФР самостоятельно на банковских депозитах в кредитных организациях. Разработчики считают, что эта функция не свойственна ПФР, в связи с чем полномочие предлагается передать Федеральному казначейству.
Второй законопроект предлагает корреспондирующие изменения в отдельные законодательные акты, в числе которых ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
Члены РТК согласились с проектами федеральных законов. При этом Минтруду и Минфину России предложили провести консультации с социальными партнерами по теме определения критериев эффективности управления средствами страховых взносов на финансирование накопительной пенсии и резерва по обязательному пенсионному страхованию Федеральным казначейством. Также стороны отметили целесообразность ежегодного рассмотрения вопроса эффективности управления этими средствами на заседаниях рабочих групп РТК при рассмотрении отчетов об исполнении бюджета фонда.
Назначение пенсии по потере кормильца в беззаявительном порядке
Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизма назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца, социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, осуществления перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности отдельным категориям граждан в беззаявительном порядке)» предлагает изменения в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в ФЗ «О страховых пенсиях».
С его помощью предполагается обеспечить назначение в беззаявительном порядке страховой пенсии по потере кормильца и социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет, а также социальной пенсии детям в возрасте до 18 лет, оба родителя которых неизвестны. Пенсия будет назначаться без истребования от них заявления о назначении пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении соответствующих органов. Также изменения предполагают осуществление в беззаявительном порядке перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности отдельным категориям граждан.
Члены РТК согласились с проектом.
Заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ
Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предлагает установить заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов территорий опережающего экономического развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). Отметим, что сейчас право на применение пониженных тарифов наступает начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Законопроект же предлагает возможность применения льготы связать не с моментом получения статуса резидента, а со временем подачи в налоговый орган резидентом ТОР или СПВ уведомления об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов. Сделать это можно будет в течение трех лет с даты получения инвестором статуса резидента. Период применения пониженного тарифа страховых взносов сохраняется неизменным – 10 лет.
Члены РТК согласились с проектом федерального закона.
– Вместе с тем стороны профсоюзов и работодателей предложили Минэкономразвитию совместно с Минтрудом, Минфином и Минвостокразвития рассмотреть вопрос об эффективности действующего порядка применения льгот по уплате страховых взносов, предусмотренных для резидентов ТОР, и целесообразность предоставления им при определенных условиях возможностей для более гибкого использования указанных льгот, включая возможность отсрочки начала их действия, – рассказала Светлана Колганова.
Российский Красный Крест
Проект ФЗ «Об Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» устанавливает ее правовое положение: определяет цели, задачи, принципы и основные направления деятельности, в том числе региональных и местных отделений; структуру и полномочия органов управления; формы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; меры государственной и муниципальной поддержки.
Проект был разработан для обеспечения выполнения обязательств РФ, следующих из Женевских конвенций 1949 года и дополнительных протоколов к ним. Согласно пояснительной записке на сегодняшний день деятельность организации регулируется только Указом Президента РФ от 20 июля 1996 года № 1056 «О государственной поддержке Красного креста». Указ будет продолжать применяться в части, не противоречащей новому ФЗ.
Члены РТК согласились с законопроектом.
Бюджет ПФР
Также речь шла о проекте федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год». Отмечается, что основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР) на 2021 год были утверждены Федеральным законом от 08.12.2020 № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Законопроектом предлагается утвердить следующие показатели исполнения бюджета ПФР за 2021 год:
– общий объем доходов – 9 794,3 млрд рублей (7,5 % от ВВП или 102,8 % от прогнозных показателей);
– общий объем расходов – 10 125 млрд рублей (7,7% к ВВП или 98% от прогнозных показателей);
– объем дефицита бюджета – 330,7 млрд. рублей.
В составе доходов страховые взносы на обязательное страхование составили 5 962,4 трлн рублей (105,2% от прогнозных показателей). Сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составила 3 767,4 млрд рублей. На исполнение нормативных обязательств в 2021 году было израсходовано 9 989, 3 млрд рублей. На покрытие дефицита бюджета ПФР направлены переходящие остатки на 1 января 2021 года.
Члены РТК согласились с проектом федерального закона. Также было принято решение рассмотреть вопрос о перспективах реализации долгосрочной Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года № 2524-р, на заседании рабочей группы РТК по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы.
Бюджет ФСС
Участники РТК обсудили проект ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год». Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ (ФСС) на 2021 год были утверждены Федеральным законом от 08.12.2020 N 390-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Законопроект предлагает утвердить такие показатели исполнения бюджета ФСС за 2021 год:
– общий объем доходов бюджета – 1 428,45 млрд рублей (или 175% к прогнозным показателям), из них по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 769,97 млрд рублей, по обязательному страхованию от несчастных случаев – 149, 05 млрд рублей;
– общий объем расходов бюджета – 1 316 млрд рублей (или 158% к прогнозным показателям); из них по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 844,22 млрд рублей, по обязательному страхованию от несчастных случаев – 107,04 млрд рублей;
– объем профицита бюджета в сумме 111,58 млрд рублей, из них дефицит по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 74, 25 млрд рублей и профицит по обязательному страхованию от несчастных случаев – 42 млрд рублей.
Доля расходов на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составила 926,52 млрд рублей, или 70,4% от всех расходов бюджета ФСС.
В составе расходов по страховому обеспечению на случай временной нетрудоспособности и в случае материнства отмечено, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 157,9 % к прогнозным показателям (следствие коронавируса), а расходы на выплату пособий в связи с материнством – 97,2% к прогнозным показателям (причина – в сокращении числа выплат). Расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве в 2021 году были на 3,8% ниже, чем по прогнозным показателям.
В пояснительной записке уточняется, что источником покрытия дефицита по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и по материнству стали остатки средств по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на 1 января 2021 года, а также деньги из резерва на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Члены РТК согласились с проектом федерального закона.
Бюджет ФОМС
Также речь шла о проекте ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год». Основные характеристики бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021 год были утверждены ФЗ от 08.12.2020 № 391-ФЗ «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Законопроект предлагает утвердить отчет об исполнении бюджета ФОМС за 2021 год. Он исполнен по доходам в размере 2 631,4 млрд рублей (или 103,9% к прогнозным показателям), по расходам в размере 2 569,5 млрд рублей (или 100,9% к прогнозным показателям). Профицит составил 61,8 млрд рублей.
В структуре доходов страховые взносы на работающее население составили 1 501,9 млрд рублей, на неработающее – 783,3 млрд рублей, от плательщиков налога на профессиональный доход – 7,89 млрд рублей. В структуре расходов субвенция в бюджеты территориальных фондов ОМС для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования составила 2 276,8 млрд рублей.
Члены РТК согласились с проектом ФЗ.
Защита трудовых прав работников в существующих условиях
Также в ходе заседания РТК обсуждалось обеспечение в существующих условиях защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении.
Минтруд России сообщил о состоявшейся встрече с представителями Минэкономразвития России, Роструда, профсоюзов и работодателей по вопросу обеспечения в текущих условиях защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении. Обсуждение прошло в связи с принятием постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым в 2022 году введен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
После принятия этого постановления внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры при наличии фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и (или) непосредственной угрозе этого.
Минтруд России выступил с предложением подготовить поручение заместителя Председателя Правительства РФ о проведении Рострудом в 2022 году в отношении работодателей контрольных (надзорных) мероприятий в случае поступления обращений и информации, содержащих сведения о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Издание такого поручения позволит наиболее оперативно обеспечить возможность контроля соблюдения трудового законодательства по острым вопросам.
В итоге стороны РТК сочли целесообразной подготовку такого поручения о проведении Рострудом внеплановых проверок работодателей только в случаях поступления обращений работников о массовых нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (10% от списочной численности, но не менее 10 человек) по вопросам увольнения по инициативе работодателя, невыплаты заработной платы более 15 дней, оплаты простоя и расчета при увольнении.