На 113-й сессии Международной конференции труда (МКТ), проходившей 2—13 июня 2025 года в Женеве, состоялась дискуссия по вопросам достойного труда в платформенной экономике. В работе соответствующего комитета МТК в качестве титулярного участника принимал участие президент Конфедерации труда России Борис Кравченко. Итогом стало одобрение резолюции, предусматривающей включение в повестку дня следующей, 114-й, сессии конференции в 2026 году пункта под названием «Достойный труд в платформенной экономике», в рамках которого должно состояться второе обсуждение вопроса с целью принятия конвенции, дополненной рекомендацией. 

«Впервые правительства, работодатели и профсоюзы официально обязались разработать международные трудовые стандарты специально для тех, кто занят на цифровых платформах. Миллионы людей, наконец, получили шанс на те гарантии, которых они заслуживают», — так оценил результаты работы конференции генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Люк Триангль.

По результатам первой дискуссии работники, работодатели и государства договорились об используемых определениях (платформа, платформенный работник и др.) и сфере действия конвенции. В частности, было установлено, что будущая Конвенция будет распространяться на все категории платформ и все виды лиц, которые выполняют работу на них. Вместе с тем, за государствами оставлена возможность в первое время делать исключения, области которых, однако, должна государством постепенно сокращаться с адаптацией национального законодательства.

Важной победой работников стали стандарты в области использования автоматизированных систем. Работники и профсоюзы получат возможность доступа к информации об использовании подобных систем и их влиянии на принятие решений в отношении работников и их условий труда. В следующем году во время второй заключительной дискуссии планируется обсудить такие темы как применение фундаментальных принципов и прав в сфере труда к платформенным работникам, стандарты в области безопасности труда, трудовые отношения и их классификацию, принципы выплаты вознаграждений, защиту персональных данных работников, содействие занятости, социальное обеспечение, механизм разрешения споров. Важной темой станет и будущий текст рекомендации в этой сфере. 

В Российской Федерации правовой статус сотен тысяч курьеров, водителей и иных работников, занятых через онлайн-платформы, остается за пределами регулирования трудовых отношений, — в отношении них фактически применяются нормы гражданского права. Эту ситуацию предполагается закрепить в федеральном законе, проект которого в настоящий момент форсированно продвигается экономическим блоком Правительства РФ. 

Российские объединения профсоюзов, образующие профсоюзную сторону Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, во время обсуждения законопроекта «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», которое состоялась в рамках РТК 2 июля, заявили о том, что не поддерживают представленную законодательную инициативу.

«У нас есть серьезные замечания к законопроекту, — говорит президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, — Законопроект фактически уравнивает различные формы занятости посредством онлайн-платформ, без всякого разделения относя их к сфере регулирования гражданских правоотношений. При том, что условия занятости ряда категорий платформенных занятых, по нашему мнению, имеют явные признаки трудовых отношений, которые являются предметом регулирования трудового законодательства».

«На сегодняшний день, — отмечает далее Борис Кравченко, — в Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, регулирующие вопросы переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые, а также запрет подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. В этой части предложения авторов законопроекта не учитывают нормы действующего законодательства, защищающего интересы работников».

Борис Кравченко также указывает, что данный законопроект сужает круг вопросов для судебной защиты платформенных работников по сравнению с представленными в законопроекте инструментами досудебного урегулирования споров. Мы считаем, также, что содержащаяся в законопроекте норма о праве работников принимать участие в общественных объединениях должна быть обеспечена соответствующими обязанностями оператора на взаимодействие и ведение переговоров с такими организациями.

«В целом, — говорит Борис Кравченко, — мы видим перекос регулирования в пользу операторов онлайн-платформ, который проявляется в наличии отдельных норм, открывающих широкие возможности для злоупотреблений со стороны оператора. Не учитывается, что платформенные работники в значительной степени оказываются зависимы от предложенного оператором инструментария онлайн-платформы, и поэтому, а также в связи с фактической организацией и контролем выполнения работы со стороны оператора, платформенные работники находятся в экономически слабой, уязвимой ситуации. С нашей точки зрения это обуславливает, как минимум, необходимость дополнительного регулирования и дополнительных гарантий защиты их прав».

«Конечно в данном виде законопроект не отвечает интересам больших групп работников, занятых в платформенной экономике. При этом, мы наблюдаем тренд на его ускоренное принятие до конца текущей парламентской сессии. Введение закона в действие законодатель планирует на весну 2027 года», — подчеркивает президент КТР.

Таким образом, российские профсоюзы достаточно критически оценивают представленный законопроект, обращая внимание на ряд его существенных изъянов с точки зрения защиты прав платформенных занятых. Вместе с тем, будущая Конвенция МОТ, которая, как ожидается, появится летом 2026 года, станет ориентиром для законодательной и правоприменительной практики в отношении прав и гарантий платформенных работников, в том числе в области социального партнерства и коллективных переговоров.

У государств-участников МОТ, ратифицировавших конвенцию, появятся обязательства следовать установленным нормам в собственной законотворческой деятельности в области регулирования платформенной экономики. Этот фактор уже сейчас должен приниматься во внимание — с тем, чтобы социальным партнерам в Российской Федерации и законодателям не пришлось существенно перерабатывать уже принятые законодательные нормы с точки зрения их соответствия нормам МОТ, предполагающих особую защиту для наемных работников.