25 марта состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). На заседании рассмотрены законопроекты, касающиеся таких вопросов, как создание реестра сведений об исполнительных документах, отмена требования о наличии у капитана судна внутреннего плавания свидетельства об аттестации, объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Также в ходе заседания рассмотрены документы, касающиеся особенностей регулирования трудовых отношений в 2022 году и дополнительных мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда.
Кроме того, в числе прочих актов в ходе заседания РТК были рассмотрены проекты нормативных правовых актов, касающиеся реализации механизма «регуляторной гильотины» применительно к социально-трудовой сфере.
Далее подробнее о рассмотренных вопросах.
1. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект № 1), «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект № 2), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект № 3), «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (законопроект № 4) Законопроекты обеспечивают создание реестра сведений об исполнительных документах (далее – реестр), информация из которого заменит использование исполнительных листов.
Законопроектом № 1 предусматриваются основные изменения в отдельные нормативные акты, в частности в Закон «Об исполнительном производстве», в котором предлагается определить порядок ведения реестра и получение выписки из него. Формирование и ведение реестра будет осуществляться в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах в порядке, установленном Правительством РФ. Данный порядок должен будет определить перечень и объем информации, размещаемой в реестре.
За сторонами исполнительного производства и их представителями закрепляется право получить выписку из реестра как в форме электронного документа, так и в виде её копии на бумажном носителе.
Законопроектом № 1 также вносятся изменения в процессуальные законодательные акты в части норм о выдаче исполнительных документов: ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, а также в отдельные законодательные акты, где упоминаются те или иные виды оснований для выдачи исполнительного листа (например, медиативное соглашение, соглашение об алиментах и другие).
Законопроекты № 2, 3, 4 являются законопроектами-спутниками к Законопроекту № 1, которыми предлагается внести корреспондирующие изменения в Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, соответственно.
В частности, в Трудовой кодекс РФ предлагается внести основания для направления в реестр сведений об исполнительных документах информации о вынесенных решениях комиссий по трудовым спорам, а также решений инспекторов ГИТ о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных средств, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Члены РТК согласились с проектами федеральных законов.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
Законопроектом предлагается отменить требование о наличии у капитана судна внутреннего плавания свидетельства об аттестации.
Данное свидетельство выдаётся Росморречфлотом, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утверждённым Минтрансом России.
Требование установлено в отношении капитанов пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт.
В пояснительной записке отмечено, что аттестация капитанов судов внутреннего плавания фактически дублирует квалификационные испытания в рамках получения диплома капитана судна. При этом или капитан судна, или организация, работником которой является капитан судна, несут необоснованные расходы, связанные с поездкой на аттестацию в Росморречфлот.
Ранее, в октябре 2021 года вопрос о необходимости отмены требования об аттестации капитанов внутреннего водного транспорта поднимался представителями ФПРМТ на заседании одной из рабочих групп РТК, и по результатам обсуждения Минтрансу России было предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в КВВТ РФ в части устранения дублирования процедур оценки квалификации (аттестации, дипломирования) капитанов судов внутреннего плавания.
Члены РТК согласились с проектом федерального закона.
3. О проекте федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации»
Законопроектом предлагается объединить Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – Социальный фонд России или СФР), а также определить особенности его деятельности.
Создание Социального фонда России предлагается с 1 января 2023 года.
В предмет регулирования законопроекта вошли следующие вопросы: правовое положение СФР; порядок создания, виды деятельности, вопросы реорганизации или ликвидации; систему органов управления и их компетенция; владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим СФР; меры социального обеспечения и компенсации, предоставляемые работникам СФР.
Законопроект предполагает, что Социальный фонд России и его территориальные органы будут являться правопреемниками реорганизуемых ПФР и ФСС и их территориальных органов.
Учредителем СФР выступит Правительство РФ, при этом Российская Федерация будет нести субсидиарную ответственность по публичным нормативным обязательствам СФР; СФР не может быть признан банкротом.
Законопроектом в числе принципов деятельности указывается автономность и независимость бюджета СФР, а также участие социальных партнёров в органах управления СФР, уважение, согласованность и учёт интересов работников, работодателей и государства по вопросам деятельности СФР.
Законопроектом предусмотрена оговорка, что средства бюджета СФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Также предусмотрено, что средства конкретного вида обязательного социального страхования не могут являться источником финансирования дефицита (нехватки) средств бюджета по другому виду обязательного социального страхования. Аналогичное ограничение устанавливается для средств обязательного социального страхования и средств на выполнение СФР обязательств, не связанных со страхованием.
Законопроектом предполагается создание Наблюдательного совета фонда из семи человек, в их составе координатор РТК и координаторы сторон РТК, а также Правления СФР из 35 человек, из которых 8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей.
В пояснительной записке целью объединения фондов указаны: оптимизация структуры ПФР и ФСС; централизация установления пенсий и иных социальных выплат; осуществление на федеральном уровне персонифицированного учёта; оптимизация процессов административно-хозяйственной деятельности, в том числе централизация бухгалтерского учёта.
В ходе заседания было обозначено, что у Минфина России имеются возражения к нормам законопроекта, которыми запрещается перекрёстное финансирование выполнения страховых обязательств. Минтруд России, как разработчик законопроекта, занимает позицию о необходимости сохранения данной нормы, что было поддержано и стороной профсоюзов, и стороной работодателей.
В связи с чем, по итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона при условии обязательного сохранения нормы о том, что бюджет государственного внебюджетного фонда формируется по каждому виду социального страхования отдельно, обеспечивается целевое использование этих средств, не допускается использование средств одного вида социального страхования для покрытия дефицита средств другого.
Кроме того, координаторам стороны профсоюзов и стороны работодателей предложено в недельный срок направить в секретариат РТК замечания и предложения к проекту федерального закона, а секретариату РТК — направить указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минтруд России.
Одновременно Минтруду России поручено после согласования с федеральными органами исполнительной власти повторно направить проект федерального закона в секретариат РТК для рассмотрения его на заседании рабочих групп.
4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467»
Проектом постановления предлагается продлить до 1 сентября 2025 года возможность применения и контроля в отношении нормативных правовых актов, принятых в разное время на федеральном уровне, устанавливающих районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Данная группа нормативных правовых фигурирует в пункте 826 перечня нормативных актов и групп нормативных актов, отношении которых установлена неприменимость установленного Законом об обязательных требованиях запрета на контроль и оценку в рамках надзорных мероприятий, а также привлечение к ответственности за их нарушение (так называемый «белый список» нормативных актов). Действие данного пункта и предлагается продлить проектом постановления.
В ходе обсуждения профсоюзной стороной отмечена проблема применения нормативных актов субъектов РФ, которыми установлены районные надбавки, поскольку они не попали в «белый список» нормативных актов.
Работодатели же обозначили, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок устарело и требует реформирования с учётом современных реалий.
По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом постановления. При этом стороны отметили свои позиции.
Сторона профсоюзов обозначила необходимость сохранить действие всех районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями, включая установленные нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Сторона работодателей, отметила, что в современных экономических условиях существовавший в СССР механизм формирования заработной платы на Севере, в основе которого государственное регулирование, разрушен, поэтому сегодня требуется глубокое реформирование этого механизма.
Кроме того, Минтруду России предложено предоставить информацию о действующих и утративших силу районных коэффициентах и процентных надбавках к заработной плате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, а Минэкономразвития России — продолжить работу по районированию Российской Федерации с учётом современных приоритетов социально-экономического развития страны.
5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Проектом постановления предлагается предусмотреть, что в отношении проектов нормативных правовых актов, одобренных РТК, механизм «регуляторной гильотины» не применяется.
Для этого соответствующей оговоркой дополняются Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, а также Регламент Правительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.
В ходе обсуждения проекта профсоюзной стороной отмечена недостаточность предлагаемых изменений для заявленных целей регулирования и вызванная этим необходимость внесения изменений непосредственно в закон об обязательных требованиях. Сторона работодателей возражала против проекта постановления.
В связи с чем, в отношении проекта постановления были отмечены позиции сторон, что сторона профсоюзов поддерживает в основном проект постановления, а сторона работодателей не поддерживает проект постановления в представленной редакции. Также Сторона профсоюзов отметила предложение дополнить статью 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» оговоркой, что к проектам нормативных правовых актов, одобренных РТК, механизм «регуляторной гильотины» не применяется и такие проекты Правительственной комиссией по проведению административной реформы или её подкомиссией не рассматриваются.
Сторона работодателей, в свою очередь, предложила установить порядок внесения проектов нормативных правовых актов в РТК после прохождения их через механизм «регуляторной гильотины» и рассмотрения этих проектов Правительственной комиссией по проведению административной реформы или её подкомиссией.
6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Проектом постановления предлагается утвердить Правила функционирования Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – платформа).
Правилами предлагается урегулировать вопросы, касающиеся функционирования платформы. В частности, определить перечни подсистем платформы и информации, содержащейся на платформе, а также круг участников информационного взаимодействия на платформе, их функции и полномочия.
Также правилами определяется порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов, связанных с работой, в том числе их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Проект постановления разработан в связи с внесением изменений в Закон о занятости, которые предусматривают формирование Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» на основе развития информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».
В связи с чем, проектом постановления предлагается заменить Правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 885.
Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.
7. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях регулирования трудовых отношений в 2022 году»
Проектом постановления предложено установить особенности регулирования трудовых отношений в 2022 году.
В качестве особенностей регулирования предложено утвердить особенности перевода на временную работу работника от работодателя (далее – работодатель № 1) к другому работодателю (работодателю № 2) при наличии письменного согласия работника на основании срочного трудового договора.
В этом случае ранее заключённый трудовой договор приостанавливается, его течение не прерывается. В срочном договоре указываются условия труда, в том числе оплата труда. По окончании срочного трудового договора, ранее заключённый трудовой договор возобновляется. Сохраняется возможность вернуться к Работодателю № 1 в любой момент.
При этом работник направляется к работодателю № 2 службой занятости населения.
В ходе обсуждения работодатели заявили позицию о необходимости комплексного подхода к особенностям регулирования трудовых отношений.
По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом постановления.
Кроме того, была зафиксирована позиция стороны работодателей о необходимости Минтруду России и сторонам (профсоюзам и работодателям) подготовить предложения по комплексу дополнительных мер, регламентирующих особенности регулирования социально-трудовых отношений в 2022 году в целях эффективной адаптации рынка труда к существенно изменяющимся условиям финансово-хозяйственной деятельности работодателей, и обсудить их в рамках РТК.
8. О постановлении Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году»
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году» принято и опубликовано 17 марта 2022 года (далее – постановление).
Принятое постановление позволяет оказывать отдельные услуги в области содействия занятости гражданам, с которыми трудовые отношения не прекращены, но их занятость находится по риском. Например, если в отношении работника применяется режим неполного рабочего времени, введён простой или работник находится в отпуске без сохранения заработной платы, а также, если работодатель находится в процедуре банкротства.
В их числе таких услуг — психологическая поддержка безработных граждан; организация временного трудоустройства для отдельных категорий граждан из числа молодёжи до 25 лет; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, в т.ч. в постановке на учёт физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Информация об утверждённом постановлении была принята членами РТК к сведению.
9. О постановлении Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 409 «О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда»
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 409 «О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда» (далее – постановление) принято 19 марта 2022 года.
Постановлением утверждены на 2022 год правила предоставления и распределения федеральных трансфертов на мероприятия в сфере занятости.
Первая группа мероприятий направлена на снижение напряжённости на рынке труда субъектов РФ. В числе таких мероприятий — обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для ищущих работу граждан, включая безработных, а также при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения. Суммарно этими мероприятиями планируется охватить 800 тыс. человек.
Вторая группа мероприятий будет направлена на реализацию региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения. Мероприятиями планируется охватить 250 тыс. человек.
Кроме того, постановлением расширяются категории лиц, в отношении которых уже осуществляется финансирование отдельных мероприятий, направленных на поддержку занятости. В частности, речь идёт о мероприятиях по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
Информация об утверждённом постановлении была принята членами РТК к сведению.