Анжелика Жевурова вступила в ряды членов нашего профсоюза в конце октября 2021 года. Тогда она ждала оплату за свои услуги в качестве скрипт-супервайзера уже 20 дней, но этот вопрос остро не стоял: продюсер предложил выплатить часть суммы, а остальное – «на неделе». Однако это обещание не было выполнено в течение нескольких месяцев.
7 февраля 2022 по просьбе Анжелики Межрегиональный профсоюз кинематографистов начал действовать: было направлено официальное письмо на почтовый и электронный адрес продакшена с требованием выплаты оставшихся денежных средств. Несмотря на то, что по почте России ни одно сообщение компании доставлено не было, электронную переписку продюсеры вели: 8 февраля генеральный продюсер пространно написал, что обязательно расплатится с Анжеликой в числе первых, пообещав даже некий «бонус за ожидание». На вопрос о конкретных числах выплаты пришлось ждать ответа еще шесть дней. И снова – «на следующей неделе».
Тогда юристом профсоюза была составлена досудебная претензия с учетом процентов за просрочку оплаты согласно статье 395 ГК РФ. Реакция продюсера была знакомой: вот-вот со скрипт-супревайзером расплатятся. И снова тишина на несколько месяцев. К маю Анжелика была уже настроена решительно обращаться в суд: профсоюзные юристы помогали ей в составлении иска. Ее проактивная позиция заставила продакшн не забыть о своих долгах: 11 мая остававшиеся положенные деньги поступили на счёт вместе с насчитанными, согласно договору, процентами.
Анжелике не пришлось обращаться в суд. Однако среди оставшихся членов съёмочной группы всё ещё остаётся немало людей, которые ждут свои деньги с осени прошлого года. Свидетельства об этом то и дело появляются в профессиональных чатах. Да и подобные ситуации знакомы многим в киноиндустрии не понаслышке. Но должны ли киноработники безропотно терпеть эту проблему?
«Я не берусь судить продюсера, — говорит Анжелика, — Я не знаю, что в действительно произошло, и из-за чего уже столько месяцев мы слышим постоянное «на следующей неделе». Возможно даже, не слушай я постоянно одни и те же обещания, которые вводили меня периодически в пустые ожидания и в апатию, я не обратилась бы за помощью в профсоюз. Но, с другой стороны, я, как заёмщик, не могу кормить банк бесконечными обещаниями внести очередной платёж на следующей неделе. Банк, конечно, может промолчать в первое время, но обязательно начислит мне штраф за просрочку. И некуда деваться от этого штрафа. Как говорится, проблемы проблемами, но вообще-то ты подписался, что будешь платить, так плати.
Кинопроизводственники, в особенности низшего и среднего звена, у нас самые незащищённые люди. В работе на площадке нет никакой системы. Каждая группа работает по своим правилам, и внушает людям, которые ещё вчера не имели никакого отношения к съёмочному процессу, что работа в кино именно такая, какой их учат. Но часто, просто из-за нехватки людей на площадке, тот, кто постарше, старается разгрузить себя за счёт того, кто младше, и ещё не успел понять границы своей компетенции. В результате можно получить немало разочаровавшихся и ушедших из работы в этой сфере. Хотя есть продакшены и группы, с которыми работать – сплошное удовольствие.
Я благодарю Межрегиональный профсоюз кинематографистов за оказанную помощь. Сама я деньги выбивать не умею. Скорее всего, смирилась бы с тем, что я их так и не получу. Есть у меня предположение, что рассчитались со мной и по другим причинам. Но, учитывая, сколько остается все еще людей без оплаты, я уверенна, что профсоюз имел здесь немалое влияние. Желаю нашему профсоюзу численного роста и увеличения участников нашего движения, которые не просто говорят о том, что им что-то не нравится и вступают тогда, когда сами уже ничего сделать не могут, но и предлагают, как от этого беспорядка уйти».