23 июля 2021 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений. В числе рассмотренных вопросов в повестке дня фигурировали: увеличение МРОТ, порядок осуществления федерального контроля за соблюдением трудового законодательства, изменения в порядок страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи материнством, продление временных правил признания безработными.
Также членами РТК был рассмотрен проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
1. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
Законопроектом предлагается установить размер МРОТ с 1 января 2022 года в размере 13 617 рублей.
На 2021 год МРОТ составляет 12 792 рубля в месяц. Тем самым, увеличение составит 825 рублей (рост 6,4%).
Величина МРОТ на 2022 год определена в соответствии со статьёй 1 Закона о МРОТ в размере 42% от величины медианной заработной платы за 2020 год, которая по данным Росстата составила 32 422 рубля.
Члены РТК согласились с законопроектом.
При этом профсоюзная сторона отметила необходимость пересмотреть соотношение МРОТ и медианной заработной платы и предложила сторонам РТК провести консультации по вопросу увеличения соотношения данных величин.
2. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю)»
Проектом постановления предлагается утвердить правила возмещения территориальным органом ФСС страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю).
В соответствии с проектом Правил возмещение страхователю осуществляется ФСС по месту регистрации страхователя. Правила определяют перечень необходимых документов для осуществления возмещения, сроки принятия решения, основания для отказа в возмещении и ответственность в случае предоставления недостоверных сведений, влияющих на размер назначаемых выплат.
Финансовое обеспечение соответствующих расходов осуществляется за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ФСС.
Члены РТК согласились с проектом постановления.
3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданами, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Проектом постановления предлагается утвердить Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданами, подлежащим обязательному социальному страхованию, которым планируется заменить действующее положение (далее – проект Положения).
Проектом планируется реализовать положения Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного социального страхования», которыми уточнён порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.
В частности в проекте Положения закрепляются нормы об установлении минимального размера пособия по временной нетрудоспособности в расчёте за полный календарный месяц не ниже МРОТ, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, — не ниже МРОТ с учётом таких коэффициентов.
Также в проекте Положения уточняются положения об учёте среднего заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких работодателей.
Члены РТК согласились с проектом постановления.
4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Проектом постановления планируется заменить регулирование, осуществляемое на основании постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которое планируется признать утратившим силу.
При этом проект Положения по сравнению с действующим актом существенно изменяется.
У проекта Положения появляется структура. Проект положения устанавливает объекты контроля и категории должностных лиц, уполномоченных на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, регулирует вопросы управления рисками, а также порядок осуществления контроля и вопросы обжалования действий госинспектора труда.
В проекте Положения сохранен риск-ориентированный подход при осуществлении контроля и порядок отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) к категориям рисков. Сохраняются пять категорий риска и соответствующая им периодичность проверок.
При этом вводятся нормы о профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Устанавливается обязательность профилактических визитов для объектов контроля, отнесённых к категориям высокого и значительного рисков, а также контролируемых лиц, приступающих к определённым видам деятельности (строительство, здравоохранение, образование, рыболовство, сельское хозяйство, ЖКХ и некоторых других).
Также расширяется число видов возможных контрольно-надзорных мероприятий, в числе которых: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка. В действующем Положении о контроле предусмотрены только документарные и выездные проверки.
В новое Положение о контроле вводится возможность фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований посредством фото- и видеосъёмки. В отличие от действующей редакции также введена процедура досудебного обжалования решений Роструда и его территориальных органов, действий (бездействия) должностных лиц Роструда или его территориальных органов.
Положение разработано в соответствии с нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе обсуждения данного вопроса сторона профсоюзов обратила внимание на принятый Федеральный закон от 28.06.2021 № 220-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Данный законопроект отменяет особенности порядка проведения контроля в сфере трудовых отношений. Однако такие изменения были приняты без учёта мнения РТК.
По итогам обсуждения сторона работодателей поддержала в основном проект постановления.
Сторона профсоюзов не поддерживала проект постановления в связи с установленным несоответствием его содержания Конвенции № 81 Международной организации труда 1947 года об инспекции труда, ратифицированной Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом от 11 апреля 1998 № 58-ФЗ.
Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает необходимым предложить Правительству Российской Федерации принять решение о разработке законопроектов:
— о нераспространении Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на деятельность федеральной инспекции труда по проведению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — о признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона от 28.06.2021 №220-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Кроме того, обе стороны социального партнёрства отметили, что Федеральный закон от 28.06.2021 № 220-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля т.г., не рассматривался в Российской трехсторонней комиссии.
5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460»
Изменениями предлагается продлить срок действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам с 31 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Продление срока действия Временных правил обусловлена необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в связи с распространением коронавирусной инфекцией, а также в целях принятия мер по реализации гарантий на труд и защиту от безработицы.
Члены РТК согласились с проектом постановления.
6. О проекте Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года и о предварительных итогах реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года
Проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее – проект Единого плана) подготовлен Минэкономразвития России.
В проекте Единого плана сформулированы следующие пять национальных целей:
— сохранение населения, здоровье и благополучие людей; — возможности для самореализации и развития талантов; — комфортная и безопасная среда для жизни; — достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; — цифровая трансформация; — региональное развитие.
Национальные цели и целевые показатели, характеризующие их достижение, утверждены указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Единый план определяет стратегические приоритеты Правительства РФ по реализации национальных целей развития на ближайшие 10 лет. Единый план предполагает ежегодную корректировку с учётом результатов работы и оценки её эффективности.
В числе планируемых результатов проектом Единого плана предусмотрено:
- Снижение бедности в два раза по сравнению с 2017 годом.
- Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.
- Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
В ходе обсуждения сторона профсоюзов отметила недостаточность предлагаемых проектом Единого плана мер для достижения заявляемых результатов.
В связи с чем, сторона профсоюзов отметила необходимость проработать в рамках РТК следующих мероприятий для включения в проект единого плана:
- ежегодное увеличение соотношений прожиточного минимума и величины медианного среднедушевого дохода, МРОТ и медианной заработной платы;
- ежегодная обязательная индексация зарплаты всех работников; — установление минимальной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) не ниже МРОТ;
- увеличение бюджетных ассигнований для отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере;
- обнуление НДФЛ на доходы не выше МРОТ и дальнейшее совершенствование прогрессивного налогообложения НДФЛ в целях поддержки наименее обеспеченного населения;
- установление минимальной величины пособия по безработице в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе, а максимальной – в размере среднемесячной заработной платы работников в регионе;
- законодательное урегулирование рисков, связанных с развитием самозанятости; — увеличение финансирования федеральной инспекции труда;
- учёт в проекте Единого плана комплекса показателей, характеризующих развитие сельских территорий; — повышение доступности арендного жилья и строительства жилья для социального найма.