Как говорят юристы, это решение означает, что водители должны получать минимальную заработную плату и оплачиваемые отпуска.

Представляем текст журналистки The Guardian Сары Батлер в переводе эксперта ЦСТП Юрия Варламова.
Верховный суд Великобритании отклонил апелляцию Uber на ключевое постановление суда по рассмотрению индивидуальных трудовых споров о том, что водители компании должны быть отнесены к категории работников, имеющих доступ к минимальной заработной плате и оплачиваемым отпускам.
Шесть судей Верховного суда единогласно поддержали постановление нижестоящего суда, которое было вынесено в октябре 2016 года, согласно которому Uber должен будет выплатить большую компенсацию и улучшить условия труда для миллионов работников в сфере платформенной экономики.
Uber, как и многие компании доставки товаров, утверждает, что его водители являются независимыми самозанятыми «партнерами», не имеющими основных прав, которыми пользуются работники, включающие установленную законом минимальную почасовую заработную плату и пенсию на рабочем месте.
Верховный суд также заявил, что любые попытки организаций составить искусственные контракты, направленные на обход основных гарантий занятости, являются недействительными и не имеющими юридической силы.
Судьи раскритиковали спорные контракты, которые Uber просил подписать своих водителей, заявив, что они «нацелены на непредоставление водителю прав, предоставленных работникам действующим законодательством».
Суд пришел к выводу, что водители были рабочими, поскольку Uber контролировал их, в том числе устанавливал тарифы и не сообщал им о пункте назначения пассажира, пока его не забрали.
Он постановил, что Uber должен рассматривать водителей как рабочих с момента входа в приложение до момента выхода из системы. У рабочих больше прав, чем у независимых подрядчиков, но меньше, чем у служащих, которые имеют право на пособие по беременности и родам и могут, например, оспорить несправедливое увольнение.

Джеймс Фаррар, один из заявителей и генеральный секретарь Профсоюза водителей и курьеров, сказал: «Это постановление коренным образом изменит платформенную экономику и положит конец массовой эксплуатации рабочих с помощью алгоритмов и надувательских контрактов. Водителям Uber безжалостно продают ложную мечту о бесконечной гибкости и предпринимательской свободе».



«Реальность — это незаконно низкая заработная плата, опасно долгий рабочий день и интенсивное цифровое наблюдение. Я рад, что у рабочих наконец-то появилось какое-то средство правовой защиты из-за этого постановления, но правительство должно срочно усилить закон, чтобы платформенные рабочие также могли иметь доступ к оплате больничных и защите от несправедливого увольнения», — говорит Джеймс Фаррар.
Фрэнсис О’Грэйди, генеральный секретарь Конгресса профсоюзов, сказала: «Ни одна компания не может быть выше закона. Uber должен играть по правилам и прекратить лишать своих водителей основных прав на работе».
«Это решение, — говорит Фрэнсис О’Грэйди, — важная победа для работников платформенной экономики и победа человеческой порядочности. Мнимая самозанятость эксплуатирует людей и позволяет компаниям уклоняться от уплаты справедливой доли налогов».
Uber не сможет подавать дальнейшие апелляции на это решение.
Дело вернется в суд по индивидуальным трудовым спорам, который определит уровень компенсации работникам. Leigh Day, юридическая фирма, представляющая более 2 000 рабочих с претензиями, связанными с этим делом, заявила, что каждый из них может получить до 12 000 фунтов стерлингов (около 1 250 000 рублей, — прим. пер.).
Uber утверждает, что решение применяется только к небольшому числу лиц, непосредственно участвующих в процессе, и что он не обязан применять решение суда к другим водителям.
Джейми Хейвуд, региональный генеральный менеджер Uber в Северной и Восточной Европе, сказал: «Мы уважаем решение суда, касающееся небольшого числа водителей, которые использовали приложение Uber в 2016 году. С тех пор мы внесли некоторые существенные изменения в наш бизнес, руководствуясь интересами водителей на каждом этапе пути. К ним относятся предоставление еще большего контроля над тем, как они зарабатывают, и предоставление новых средств защиты, таких как бесплатная страховка на случай болезни или травмы».
«Мы стремимся делать больше, и теперь будем консультироваться со всеми активными водителями по всей Великобритании, чтобы понять, какие изменения они хотят видеть», — сказал Джейми Хейвуд.
Дело началось с того, что два водителя, Фаррар и Ясин Аслам, подали в суд на Uber от имени группы из примерно 20 человек, которые утверждали, что были наняты компанией из Сан-Франциско, а не работали на себя.
Это одно из примерно 1 000 дел, оспаривающих статус самозанятых работников  платформенной экономики, включая иски против фирмы по производству мини-автомобилей Addison Lee и групп доставки CitySprint, Excel и eCourier.
Участники кампании надеются, что решение Uber ускорит изменения в этом секторе.
В прошлом году руководитель одной из крупнейших в мире платформ доставки еды Just Eat Takeaway сказал, что он хочет покончить с платформенной экономикой в бизнесе. Компания начала нанимать британских райдеров в качестве «рабочих» — напрямую или через агентство — в ноябре, и теперь уже зарегистрировано 1 000 человек в Лондоне и Бирмингеме.
По материалам сайта ЦСТП